• Развитие и совершенствование моторики у детей
    НОВОЕ 9 июля 2016

    Развитие и совершенствование моторики у детей

       Моторика у детей один из основных показателей развития согласно возрастным нормам. Моторика делится на мелкую и крупную, но по сути означают двигательную активность в определенной последовательности организма в целом или его отдельных органов для выполнения каждой конкретной задачи.
       В чем же состоит важность развития моторики в детском возрасте? Врачи, психологи и педагоги уделяют моторике огромную роль и значение, т.к. она представляет собой гармоничный результат двух различных видов деятельности: умственной и физической.
      Общая или крупная моторика отвечает за движения организма в целом (разнообразные движения рук, ног, тела) т.е. общая физическая активность человека, связанная с перемещением тела в пространстве. Она развивается самой первой, на ее основе происходит развитие мелкой моторики. Мелкая или тонкая моторика это более сложные и целенаправленные движения мышц тела, требующие четко скоординированной работы глаз и рук.
       Развитие мелкой и крупной моторики взаимосвязаны и взаимообусловлены, развиваются параллельно, т.к.  многие действия требуют координации обоих видов двигательной активности.
       Первично  ребенок  осваивает  крупную моторику, на основе которой происходит развитие сложных элементов мелкой моторики.
       Например, развитие таких навыков как письмо, рисование, требует развития мелких мышц для выполнения точных движений кистями и пальцами рук и зрительным контролем и на основе скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.
       Мелкая моторика развивается уже с рождения с разглядывания своих рук и управления ими, захвата всей ладонью и пальцами, овладения навыками самообслуживания (еда, гигиена). Затем на базе основных моторных навыков и умений ребенка учат писать, рисовать и т.д.
       За «моторные»  функции головного мозга (координация, тонус, моторика, мимика, слух) отвечает мозжечок, который активно развивается с возраста 5-11 месяцев и заканчивает развиваться к 6-7 годам.
       Можно проследить четкую взаимосвязь между уровнем развития моторики с созреванием соответствующих зон мозга и развитием важнейших психических функций.  Червь мозжечка отвечает за регуляцию эмоций и внимания, он связан с вестибулярными системами мозга, которые поддерживают равновесие и координацию движений. Полушария мозжечка активно участвуют в формировании двигательных навыков и развитии умственных способностей. В мозге существует обратная связь от мозжечка к лобным долям. Она помогает интегрировать сенсорное восприятие и движение, а это, в свою очередь, позволяет интегрировать эмоциональные ответы, языковую способность, способность планировать свои действия.
       Иногда проблемы моторики планирования выглядят как неуклюжесть и неловкость, нарушение координации и баланса движений. Многим родителям кажется, что это не имеет отношения к речи, письму, интеллектуальному развитию, однако это части одного процесса. Это указывает на наличие неврологических проблем, которые являются признаками нарушений работы ствола мозга и мозжечка. Такие проблемы характерны для детей с задержкой речевого и психического развития (ЗПР, ЗРР, ЗПРР), нарушений аутистического спектра (АЧ , РДА, СДА), синдрома Аспергера, нарушений поведения и внимания (СДВГ).
       В практике работы  с такими детьми существуют различные методики, направленные на улучшение функций работы мозжечка , т.е. мозжечковую стимуляцию. При этом мозжечковая стимуляция это не замена медикаментозного лечения, психологической и логопедической коррекции, это мера в разы усиливающая эффект этих воздействий. Занятия по мозжечковой стимуляции обеспечивают мозг базисными навыками, которые помогают усваивать любую информацию. В возрасте до 5-6 лет движения, которые на первый взгляд имеют отношение только к развитию тела, влияют на развитие интеллекта больше, чем чисто «книжные» занятия – обучение чтению и письму. Мозжечок – это ключ к обучению буквально всему и основа нормального интеллектуального, речевого и эмоционального развития.
       Мозжечковая стимуляция затрагивает и другие важные структуры мозга, регулирующие движения, координацию и мелкую моторику, речь и поведение ребенка.

       Сегодня одно из наиболее средств мозжечковой стимуляции является оздоровительно-игровой балансировочный диск.
        Сначала занятия на балансировочном диске напоминают лечебную физкультуру: стоя на балансировочном диске, ребенок выполняет задания инструктора, например, обмениваясь с инструктором мячом, называет буквы алфавита, домашних и диких животных и т.п. Задания эти направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации (продолжительность не менее 30 минут). Однако подобные занятие очень быстро буквально через 2-3 занятия наскучат ребенку и он начнет отвлекаться и польза от занятий сведется к нулю. В этом случае наиболее эффективен балансировочный диск, который соединяется через bluetooth с планшетом, смартфоном или PC, при этом каждое движение на тренажере передается в игру или приложение, т.к. на планшете/смартфоне запускается интересная для ребенка игра (с учетом возраста, возможностей и особенностей ребенка) и каждое занятие будет проходить для ребенка с интересом и пользой. Для каждого ребенка можно подобрать  индивидуальную программу. При балансировании на диске, в процессе решения поставленных задач в игре, происходит стимуляция мозжечка, в ходе которой  задействуются все отделы и структуры головного мозга. В результате тренировок развивается навык балансирования, приходит осознание схемы собственного тела, повышается концентрация внимания, развивается общая и мелкая моторика.
       Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка, как следствие улучшает:
    •         навыки владения телом
    •         координацию движений
    •         мелкую моторику
    •         восприятие устной, письменной речи
    •         навыки механического чтения
    •         математические способности
    •         все виды памяти.
       Результаты достаточно быстро проявляются в улучшении поведения, внимания, речи ребенка, успехах в учебе. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий (с логопедом, психологом, дефектологом).
       Занятия можно начинать в любом возрасте. Важно соблюдать регулярность занятий – 3-4 раза в неделю.
       Балансировочный диск легко соединяется через Bluetooth к планшету, смартфону или ноутбуку. Требования к устройствам для подключения балансировочного диска:
    - для смартфонов и планшетов поддержка Android не ниже 4.3, iOS не ниже 7.0, модуль Bluetooth 4.0
    - для подключения к ноутбуку может поставляться USB-адаптер С 4.0
       На сегодняшний день мозжечковая стимуляция имеет мощный потенциал всестороннего развития личности и здоровья ребенка, воздействуя на причины нарушений, а не только на последствия.
       Проконсультироваться по вопросам приобретения и использования балансировочного диска можно по телефону: (4722) 500-761.

    КИТЁНОК, компания