• Техническое обслуживание пожарной сигнализации
    СЛОВАРЬ 2 февраля 2021

    Техническое обслуживание пожарной сигнализации

       Техническое обслуживание пожарной сигнализации на любом из объектов необходимо проводить регулярно. То есть собственник объекта должен содержать сигнализацию в исправном состоянии. А проверку на работоспособность надо проводить хотя бы один раз в квартал. При этом обслуживание пожарной сигнализации проводят строго по составленному графику, в основу которого закладывают техническую документацию от производителя.
       Для проведения регламентных работ как гарантийного, так и профилактического циклов необходимо привлекать только те организации, которые имеют соответствующие разрешения и сертификаты. Только квалифицированные специалисты имеют права без снятия приборов и блоков с гарантии проводить ремонтные и профилактические работы, в противном случае за работоспособность оборудования несет ответственность владелец.
       Периодичность работ, связанных с диагностикой работоспособности отдельных компонентов системы или всех частей, обуславливается категорией объекта, на котором установлена сигнализация. Для отдельных объектов периодичность профилактических работ составляет 1 год, для наиболее важных и взрывоопасных объектов такой срок может быть сокращен и до 6 месяцев.
       Гарантийное обслуживание может быть предусмотрено в договоре отдельным пунктом, в котором одним из оснований проведения может быть указано некорректная работа оборудования или подозрение о его неисправности.
       Плановое обслуживание пожарной сигнализации
       Обычно плановое периодичное обслуживание сигнализации предусматривается годовым планом работ по обслуживанию оборудования и планируется в соответствии с ведомственными инструкциями о пожарной безопасности.
       В ходе планового технического обслуживания проводятся следующие обязательные виды работ, связанных с определением работоспособности всех элементов системы.
       Результаты плановых регламентных работ оформляются актом выполненных работ и записями в соответствующие формуляры оборудования, с указанием всех произведенных замен.
       Гарантийное обслуживание пожарной сигнализации
       Удобство получения гарантийного технического обслуживания для систем пожарной сигнализации является одним из наиболее простых способов продления срока работоспособности оборудования.
    Гарантийный пакет обычно предоставляется компаниями, участвовавшими в разработке и монтаже сигнализации, поставке оборудования и расходных материалов. Такой подход к гарантийным обязательствам компаний сегодня наиболее приемлем для потребителей, ведь исполнители работ берут на себя основную массу забот о подготовке оборудования, знают его номенклатуру и тесно работают с крупными поставщиками и производителями.
       В руководящих документах (РД) по пожарной сигнализации нет перечня работ, связанных с внеплановыми проверками. Они не регламентированы, потому что проводятся только в экстренных случаях:
       - автоматика системы сработала ложно;
       - после устранения причин ложного срабатывания;
       - если на пульт управления пришел сигнал, что один из извещателей запылился.
       Но виды работ, проводящихся при данном виде проверки, одинаковы и соответствуют часто и ТО-1, и ТО-2. Поэтому на многих объектах внеплановые проверки заносят в график технического обслуживания.
       Для непосредственного проведения работ с системой пожарной безопасности допускаются только квалифицированные специалисты, именно на документальное подтверждение уровня квалификации и следует обратить внимание перед началом работ. В процессе проверки для новых систем обычно отбирается до 10% датчиков, установленных в помещениях и все 100% соединительных линий. При использовании оборудования беспроводной подачи сигнала или системы Интернет, проверке подлежат все удаленно расположенные части подсистемы и линии и каналы связи.
       Проверка на наиболее важных объектах должна проводиться в присутствии ответственного за пожарную безопасность должностного лица. Обслуживание оборудования с необходимостью его отключения от сети, выключения или временного вывода из общей системы должно быть выполнено в максимально короткие сроки, без ущерба для безопасности персонала и объекта. Во время работ не допускается нарушения правил безопасности и применения запрещенных, или даже нерегламентированных руководящими инструкциями способов проверки, которые могут нанести вред.

    ГОРПОЖТЕХНИКА+, ООО